6-я заповедь блаженства

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Вот уже для многих из вас минула неде­ля, как, примирившись с Господом, иде­те вы путем новой, богоугодной жизни. Уяснилось, полагаю, для вас, что наибольшее время в занятиях ваших делом спасения прохо­дит в борьбе. Так и должно быть. Враг, из обла­сти которого ушли вы, не теряя надежды снова захватить вас в свои руки, строит козни; и стра­сти, которым положили отказывать и отказыва­ете, которые, однако ж, не замерли и даже не слишком обессилены, восстают снова в большей или меньшей силе и требуют удовлетворения. Эти нападки с той и другой стороны приражаются и бывают чувствуемы. Почему должны быть отражаемы и давать место брани. Таков уже за­кон жизни о Христе Иисусе! Всякий христиа­нин, ищущий спасения, необходимо должен прой­ти три степени, именно: начать покаянием и к Богу обращением, а потом чрез борьбу со страстями вступить в область чистоты. Покаяние есть исходный пункт, чистота — последний конец; борьба со страстями наполняет все пространст­во между сими двумя пределами. Вы уже — и теперь, по неизбежному закону, состоите в борьбе.

Мужайтеся и да крепится сердце ваше! Вы — воины. Как воинам, вам нужны оружия. Хочу указать их вам, чтоб, зная, чем сражаться, не затруднялись вы соображениями о том в час брани.    

Святой апостол Павел, вооружая христиан на брань, заповедал им: «облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати» (Еф.6,11). «Облецытесь» не в одно какое оружие, а во все, чтоб ни одна часть не была открытою и невооруженною. Как вои­ны, идущие на войну, в руки, берут меч, копье или ружье, голову прикрывают шлемом, лицо сеткою, грудь бронею,, прочие части щитом — словом, против всякой части имеют соответст­венное защитительное оружие; так и а брани духовной нам, как воинам, всякую часть естест­ва своего должно вооружить соответственным оружием. На всякую часть естества нашего враг делает свое нападение, ко всякой из них приражается своя страсть и свой грех. Защищающемуся надобно, в противоположность нападению, всякую часть свою защитить своим оружием.

Вот смотрите, какие у нас части, какие на них нападения и какие против них орудия. Станем перебирать состав естества нашего часть за частью и прилично вооружать.

Имеем мы тело. Жизнь тела поддерживает­ся стройным действием разных частей его и от­правлений. Удовлетворение потребностей тела есть закон естества; но подходит к ним страсть, оно теряет меру и должный образ и становится грехом. 

Тело наше должно быть питаемо. Органы питания суть вкус с гортанью и желудком. Стра­сти, нападающие на сию частью суть: многоядение, сладкоядение — роскошь в столе и при­правах его, обжорство и пьянство. Орудие, коим надо отразить сию часть, суть: воздержание и пост.  

Тело наше чувствует. Органы чувствитель­ности — нервы с чувствами. Страстей, нападаю­щих на сию часть, много. Каждое чувство имеет свой соблазн: глаз — свой, ухо — свой, вкус — свой. Обща же всем страсть к приятному раз­дражению чувств, или к чувственным удоволь­ствиям. Орудие, коим надо вооружить сию часть, у святых отцов называется хранением чувств, па­че же зрения и слуха, от всех соблазнительных впечатлений, более всего посредством уединения и уклонения от встреч с соблазнительными ве­щами, лицами и местами.

Тело наше имеет движение. Органы сего от­правления суть мускулы с руками и ногами. Страсти, нападающие на сию часть, суть, с од­ной стороны, леность и сонливость, с другой - ветреность, непоседство, страсть к играм и за­бавам, танцорство, актерство, драки и прочее. Орудие, коим надо защищать сию часть, суть: труд, бдение, поклоны, степенная регулярность движений.

Есть в теле язык орган слова. Страсти, нападающие на него, суть: пустословие, празднословие, пересуды, свары, кощуны. Орудие, коим надо оградить его, есть благоразумное молчание уст.

Таково наше тело; таковы страсти его; и таковы орудия против них. Совокупность сих орудий у святых отцов называется телесными подвига­ми. Так-то тело надобно взять в руки и обучать его благочестивой жизни. «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстями и похотми» (Галл.5,24).

Перейдем к душе. Тут на первом месте стоит воображение с памятью - магазин душевный с показателем сокровищ его. Страсти, смущающие сию способность, суть: мечтательность, рассеян­ность, или расхищение ума, фантазёрство, разжигаемые чтением романов, и пустыми беседа­ми. Орудие против них есть внимание, или трезвение, и бодренность духа.

3а воображением следуют рассудок с разу­мом, которых дело все распознавать. Враги, дей­ствующие на них неблагоприятно, суть: пытли­вость, сомнение, гордость, себе только доверие, упорство мнений, отсутствие убеждений. Ору­дия, коими вооружить их надо, суть: чтение сло­ва Божия и отеческих писаний, беседа с опыт­ными в духовной жизни людьми, собственное размышление в подчинении голосу Церкви.

Наряду с рассудком стоит воля - деятельная способность желаний и предприятий. Страсти, мучащие ее, суть:  многозаботливость, свое­корыстие, своенравие, непокорливость, дерзость и вольность. Орудие против них есть всестороннее послушание, или покорность, подчиненная законным порядкам и уставам: житейскому, гражданскому, церковному и тому, который да­ется духовным отцом.

Далее в том же ряду стоит вкус — способность эстетических удовольствий. Страсти, одолевающие его, суть: модничество, щегольство, страсть к увеселениям, балам, театрам. Духов­ные орудия на ограждение его суть: духовное пение, иконы, паче же хождение в храмы; кото­рые представляют самое полное удовлетворение потребностей неразвращенного вкуса.

Такова душа; таковы страсти ее; таковы ору­дия против них. Совокупность сих орудий со­ставляет круг душевных подвигов, посредством коих прославляем мы Бога и в душах наших (1Кор.6,20) и души свои снабдеваем (Евр.10,39) и очищаем (1Пет.1,22).

Наконец, выше души — дух, сила, обращен­ная к Богу и вещам Божественным. Враги здесь суть: неверие, богозабвение, бесстрашие, сожже­ние совести, нелюбовь к священному, отчаяние. Орудия против них: вера и Богу преданная любовь, оживляемые надеждою и Действующие в хождении пред Богом, непрестанном обращен нии ума и сердца к Богу, или в непрестанной молитве.  '

Сокращаю указания, чтоб дать свободу утом­ленному Вниманию вашему, заведенному в непри­вычную область предметов. Перечислю только подряд все орудия духовного нашего воинствования. Они суть именно: вера, молитва, хож­дение в церковь и пребывание во всем чине церковном, всестороннее послушание, чтение слова Божия и святых отцов, живая беседа с опытными людьми и богомыслие, трезвенное внимание к себе, телесный труд, бдение, поклоны, уединение, хранение чувств, молчание, воздер­жание, пост.

Те же самые оружия, не по букве, но по духу, указывает и святой апостол Павел, когда, запо­ведав христианам облекаться во все оружия Божии, потом перечисляет их. «Станите, —говорит,— препоясаны чресла ваша истиною, и оболкщеся в броня правды, и обувше нозе в уготование благовествования мира; над всеми же восприимше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукавого разжженныя угасити; и шлем спасения восприимите и меч духовный, иже есть Глагол Божий; всякою молитвою и молением молящеся на всяко время духом» (Еф.6,14-18).

Так - и апостольское наставление; и рас­смотрение частей естества нашего указывают нам как необходимое условие успеха в духовной брани все перечисленные орудия. Иначе они именуются подвигами и суть телесные, душевные и духовные. И вот вы видите, что все богоугодные мужи и жены, искавшие спасения, проходили сии подвиги неуклонно; и потому; что проходили, одолевали страсти, являлись чистыми и спасались. Хочешь ли устоять в ведомой тобою брани? Нач­ни и ты подвизаться добрыми подвигами. Каж­дый подвиг есть стеснение противоположной ему страсти, а все в совокупности - стеснение всех страстей, которым последние держатся, как в осаде; и отчасти замариваются недопущением к ним пищи, а наиболее прямо поражаются противодействием. Будь постоянен, твёрд и неуступ­чив -  и скоро увидишь успех. Не смотри на тех, кои бегают подвигов, считая их делом произвола. Между таковыми не найдешь победителей. Ибо, бегая их, что они делают? Сами себя со всех сторон открывают ударам врагов. Они подобны воинам, которые; без всякого оружия; раздетыми, разутыми ходят среди врагов. Враги бьют их где и чем попало и всюду наносят им раны и убивают. Нет. Желающему устоять в брани без отлагательства надобно облещися в исчисленные оружия, и облещиея ва все, ни од­ного не оставляя. Ибо, опусти хоть одно от­кроешь тем какую-нибудь часть свою ударам врагов, получишь рану, может быть нелегкую, рану на смерть. Пусть воин весь прикрыт, а голова открыта - в голову нанесет ему рану враг и убьет. Пусть ноги открыты - ноги подобьет враг и возьмет его в плен, хоть он во всех про­чих; частях вооружен. Так и в духовной брани: опусти только хоть одно оружие, один подвиг - враги и устремятся туда, как в пролом какой в стене города, и произведут опустошение, соот­ветственно оплошности воителя. Не сходи  в церковь, нарушь пост, дай волю очам и слуху: сколько отсюда произойдет вреда? Можешь получить поражение такое, что после не оправишься; а с первого раза это кажется малостью.

«Облещись во все оружия, подъять все под­виги – какая это тягота!» - подумает кто. Точ­но, тягота; но что же делать, когда без сей тягот нельзя нам быть? Не хочешь попасть в плен врагу или быть им убит, — неси оружия, необхо­димее для его отражения и поражения и для охранения себя. Но вот что нам в утешение: чем терпеливее и неопустительнее носит кто сии ору­жия, тем они становятся легче и действование ими непринужденнее, не так как в чувственном вооружении. Здесь чем более кто действует ору­жием, тем более утомляется; а в духовной бра­ни чем настойчивее и неутомимее кто действует каким оружием, тем меньше утомляется, и оружие, то все более и более становится легким, а наконец, бывает почти незаметно по тяжести, хотя в то же время в силе и в живости действования возрастает до нечаемой степени. Возьми­те хождение в церковь. Сначала, может быть, оно тяжело и не совсем приятно; потом чем более кто ходит, тем приятнее становится хождение и тем легче; а наконец, пребывание в храме стано­вится столь сладостным, что иному не хочется и выходить из него, и, когда входит в него, такую чувствует в себе силу, что не боится никакого врага. Так и всякое другое духовное оружие чрез долгое употребление до того сродняется с нами, что от него не тягота, а легкость большая бывает ощущаема в духовном делании и ведении брани со страстями и похотями. Тягота же пребывает, когда кто почему-либо принужден бывает не ис­полнить дела подвига, к коему привык и в коем всегда находил подкрепление.

Итак, не отказывайтесь, а понудьте себя проходить по силе все прописанное. Бог будет вам Помощник; только начните и продолжите неопустительно. Вот теперь пост — время самое благоприятное к подобным навыкам. Кто говел, конечно, употреблял уже в дело все оружия ду­ховные; а кто станет еще говеть, употребит. Ос­тается только приложить малое себе насилие, начавши не отставать от них. А там, Бог даст, они так понравятся, что и навсегда расставаться с ними не захочется. Стоит только немножко прилепиться к подвигам, они все более и более будут обращаться в потребность нам, питать и услаждать нас. Они не противны нашей приро­де, а сродны с нею в ее чистом виде — что и ручается за успех их возобладать нами.

Дай Господи всем вам опытно ощутить спа­сительность их! Тогда и отвлечь вас от них не будет сил. Аминь!

24 февраля 1863 года

Мы "Вконтате"